Меню Закрыть

Платформа «Содружество»
Марина Шемякина: «Мы убеждены, что обучение по устаревшим материалам не имеет смысла»

https://files.sodrujestvo.org/project/j0ekorztg1m6vw85zkkmciod36nm

Платформа «Содружество» продолжает серию интервью с организаторами Международной олимпиады по финансовой безопасности. На этот раз мы поговорили с Мариной Шемякиной, руководителем Центра межолимпиадной подготовки школьников и студентов. Она рассказала, как готовят участников к Олимпиаде, как устроена образовательная система Центра и каким образом создаются программы, которые увлекают, мотивируют и помогают формировать будущих лидеров финансовой безопасности.
а

Как устроена образовательная система Центра

— Марина Сергеевна, расскажите, как Центр межолимпиадной подготовки помогает школьникам готовиться к Международной олимпиаде по финансовой безопасности ?

В основе нашего образовательного подхода лежит динамичное развитие и постоянное стремление к совершенству: от организации сезонных выездных мероприятий к созданию системы непрерывного образования.

Первым ярким проектом стала Летняя школа по финансовой безопасности. Ее ключевой задачей была и до сих пор является интенсивная подготовка команды школьников к финалу Международной олимпиады по финансовой безопасности. Позже появилась Зимняя школа, ориентированная на поддержку будущих абитуриентов в подготовке к ЕГЭ и поступлению в ведущие вузы Международного сетевого института в сфере ПОД/ФТ. Несмотря на безусловную эффективность этих событийных форматов, мы стремились выйти за рамки точечных мероприятий и создать непрерывную образовательную экосистему.

Качественный скачок произошел в 2024 году с запуском Школы межолимпиадной подготовки — нашего нового онлайн-проекта. Этот формат кардинально изменил парадигму и подходы к обучению, сделав его непрерывным и доступным каждому. Теперь участники могут органично встраиваться в образовательный процесс на любом этапе — от старта олимпиады до ее финала.

—Центр вырос в настоящую образовательную экосистему. Расскажите, кто и как формирует актуальную образовательную среду Олимпиады — научное сообщество, практики, партнеры?


Наша образовательная среда — это живой организм, питающийся энергией знаний из трех мощных источников, каждый из которых вносит свой уникальный вклад.
Во-первых, это практики — наши стратегические партнеры из Росфинмониторинга и его межрегиональных управлений, банки, «Лаборатория Касперского» и др. Именно они делятся с нами самыми актуальными кейсами и сложными задачами, с которыми сталкиваются ежедневно на передовой финансовой и кибербезопасности.

Во-вторых, это ученые и преподаватели из лучших университетов России — вузов Международного сетевого института в сфере ПОД/ФТ, чьи глубокие знания и системный подход превращают практические вызовы в стройную, логичную систему. Они — архитекторы нашей теоретической базы.

И, в-третьих, это профессиональные методисты, обладающие волшебным даром упаковывать сложные концепции в увлекательные и понятные для школьников формы. Они — наши проводники в мир знаний.

Именно это гармоничное сочетание практики, науки и педагогического искусства позволяет нам непрерывно обновлять и базу знаний, и форматы заданий. Мы не просто даем теорию — мы открываем дверь в мир, где она оживает и работает в реальном мире.

Кто они — участники Олимпиады


— Как вы оцениваете трансформацию интереса школьников: от первых шагов Олимпиады до сегодняшнего уровня?

Динамика развития нашей деятельности впечатляет: уровень вовлеченности школьников демонстрирует взрывной рост, что красноречиво подтверждает статистика. От трех тысяч участников в первый год проведения олимпиады до более чем двадцати тысяч в отборочном этапе 2024/2025 учебного года — десятикратное увеличение говорит само за себя.

Что касается мотивации, она тоже эволюционировала. Вначале участников привлекала прежде всего сама олимпиада как соревнование — возможность проверить свои силы и получить престижный статус победителя.

Сегодня же мы наблюдаем качественно иной уровень вовлеченности. Ребята стремятся не просто к участию, а к интеграции в динамичное, объединенное общими ценностями сообщество. Об этом свидетельствует растущее число школьников, возвращающихся к нам из года в год, участвующих в наших Летних и Зимних школах и других мероприятиях Центра. Для них это уже не просто состязание, а масштабное движение, в рамках которого они обретают единомышленников, получают уникальные знания от экспертов и формируют четкое представление о своем профессиональном будущем.

Таким образом, если раньше основной мотивацией был результат, то теперь к ней добавилась ценность процесса — принадлежность к сильному сообществу и возможность непрерывного развития внутри него.

— Что помогает школьникам не «выпасть» из повестки после участия в Олимпиаде? Есть ли механизмы наставничества, сопровождения, помощи в выборе вуза и направления? Кто играет ключевую роль на этом этапе — кураторы, преподаватели, сами выпускники?


Мы не бросаем наших участников после финала. Наша главная цель — помочь им сделать следующий шаг, и в этом ключевую роль играют наши партнеры — вузы Международного сетевого института в сфере ПОД/ФТ.

Наша система наставничества построена на принципах индивидуального подхода. Как только школьник проявляет интерес к конкретному вузу, этот вуз становится его персональным наставником, предлагая индивидуальную программу поддержки. С ребятами начинают работать напрямую: их приглашают на мастер-классы, знакомят с преподавателями, рассказывают о перспективах. Таким образом, они фактически погружаются в университетскую среду еще до официального поступления.

Особенно хорошо себя зарекомендовало наше новое мероприятие — «КЛАССный час», которое мы организовали и провели в прошлом году на финале IV Международной олимпиады по финансовой безопасности. На этой встрече школьники могли задать представителям университетов любой вопрос о поступлении, особенностях обучения и условиях проживания — обо всем, что волнует абитуриента и его родителей. В этом году мы планируем повторить этот опыт в рамках финальной недели V Международной олимпиады по финансовой безопасности и закрепить его проведением регулярных мероприятий в течение года, но уже в онлайн-формате.

Так что ключевые наставники на этом этапе — это сами вузы. Они обладают наиболее полным пониманием того, как помочь ребятам успешно подготовиться к поступлению и учебе. А мы лишь выстроили систему, которая позволяет реализовать эту задачу с максимальной эффективностью.

— Какие форматы подготовки школьников показывают наибольшую эффективность — онлайн-курсы, интенсивы, очные сессии?

Наш опыт убедительно демонстрирует, что наиболее эффективным является интегрированный подход, сочетающий в себе преимущества различных форматов обучения. Отказ от моноформатности — это наш осознанный выбор. Онлайн-формат является для нас мощным инструментом предоставления знаний широкому кругу участников. Онлайн-курсы, вебинары и активное взаимодействие в социальных сетях позволяют обеспечить непрерывный образовательный процесс, доступный из любой точки страны. Это фундамент, обеспечивающий равные возможности для всех.

Очные мероприятия, в свою очередь, позволяют осуществлять более глубокую и персонализированную работу с участниками. Погружаясь в уникальную атмосферу наших школ, ребята получают возможность интенсивного взаимодействия с преподавателями и развития командных навыков. Это ювелирный подход, направленный на поддержку наиболее мотивированных и целеустремленных участников.

Ключевым принципом нашей работы является предоставление участникам свободы выбора. Они могут гибко переключаться между онлайн- и очными форматами обучения в зависимости от своих индивидуальных целей и возможностей. Наша задача заключается не в принуждении к выбору, а в предоставлении разнообразных инструментов для достижения успеха, которые не заменяют, а взаимно усиливают друг друга.

— Есть ли разница в мотивации между восьмиклассниками и учениками старшего звена?

Определенно. Если говорить образно, восьмиклассников можно сравнить с «губками», а старшеклассников — с «фильтрами».
Мотивация восьмиклассника — это исследовательский интерес. Они открыты ко всему новому, не ограничены жесткими рамками и стремятся к получению разнообразной информации. Их познавательная потребность — это жажда знаний в широком смысле.

Старшеклассники, напротив, уже определились со своими приоритетами и целями. Их мотивация носит более прагматичный характер: успешная подготовка к поступлению и углубленное изучение профильных дисциплин. Они осознанно «фильтруют» информацию, концентрируясь на тех знаниях, которые необходимы для достижения поставленной цели.

Именно поэтому для младших школьников мы предлагаем широкий спектр тем и направлений, чтобы помочь им раскрыть свой потенциал и найти себя. А для старшеклассников мы обеспечиваем более глубокое и сфокусированное погружение в выбранную предметную область.

— Ждать ли новых тематических блоков? Например, есть ли в планах программы по кибермошенничеству, технологиям анализа финансовых операций?

Безусловно, актуальность — ключевой принцип нашей образовательной программы. Мы убеждены, что обучение по устаревшим материалам не имеет смысла в условиях, когда финансовые угрозы и киберриски трансформируются ежедневно.

Мы постоянно обновляем содержание, ориентируясь на две вещи: на то, что интересно самим ребятам, и, главное, на то, что происходит в мире.

Посмотрите на динамику развития ключевых тем за последние годы. Это самый яркий пример:
  • 2021 год: В центре внимания — мошенничество с банковскими картами.
  • 2022 год: Возрождение финансовых пирамид — ключевая тема года.
  • 2023 год: Приоритет — обеспечение личной безопасности в интернет-среде.
  • 2024 год: Фокус — предотвращение невольного соучастия в преступной деятельности.
  • 2025 год: Актуальный блок, посвященный проблеме «дропов», которая представляет собой серьезную угрозу для молодежи.
Мы уже активно работаем над расширением нашей программы, рассматривая новые тематические блоки, которые, вероятно, будут посвящены исследованию влияния технологий искусственного интеллекта на финансовую безопасность как личности, так и общества в целом. Мы убеждены, что эта тема является перспективной и актуальной, требующей глубокого осмысления и детального изучения.

Таким образом, внедрение новых блоков — это не просто дополнение к программе, а ее основополагающий принцип. Мы стремимся вооружить школьников знаниями и навыками, которые помогут им успешно противостоять вызовам завтрашнего дня, а не пересказывать учебники пятилетней давности.

https://sodrujestvo.org/ru/news/marina-shemyakina-my-ubezhdeny-chto-obuchenie-po-ustarevshim-materiala