Платформа «Содружество» продолжает серию интервью с организаторами Международной олимпиады по финансовой безопасности. На этот раз мы поговорили с Мариной Шемякиной, руководителем Центра межолимпиадной подготовки школьников и студентов. Она рассказала, как готовят участников к Олимпиаде, как устроена образовательная система Центра и каким образом создаются программы, которые увлекают, мотивируют и помогают формировать будущих лидеров финансовой безопасности.
а
Как устроена образовательная система Центра
— Марина Сергеевна, расскажите, как Центр межолимпиадной подготовки помогает школьникам готовиться к Международной олимпиаде по финансовой безопасности ?
В основе нашего образовательного подхода лежит динамичное развитие и постоянное стремление к совершенству: от организации сезонных выездных мероприятий к созданию системы непрерывного образования.Первым ярким проектом стала Летняя школа по финансовой безопасности. Ее ключевой задачей была и до сих пор является интенсивная подготовка команды школьников к финалу Международной олимпиады по финансовой безопасности. Позже появилась Зимняя школа, ориентированная на поддержку будущих абитуриентов в подготовке к ЕГЭ и поступлению в ведущие вузы Международного сетевого института в сфере ПОД/ФТ. Несмотря на безусловную эффективность этих событийных форматов, мы стремились выйти за рамки точечных мероприятий и создать непрерывную образовательную экосистему.
Качественный скачок произошел в 2024 году с запуском Школы межолимпиадной подготовки — нашего нового онлайн-проекта. Этот формат кардинально изменил парадигму и подходы к обучению, сделав его непрерывным и доступным каждому. Теперь участники могут органично встраиваться в образовательный процесс на любом этапе — от старта олимпиады до ее финала.
—Центр вырос в настоящую образовательную экосистему. Расскажите, кто и как формирует актуальную образовательную среду Олимпиады — научное сообщество, практики, партнеры?
Наша образовательная среда — это живой организм, питающийся энергией знаний из трех мощных источников, каждый из которых вносит свой уникальный вклад.
Во-первых, это практики — наши стратегические партнеры из Росфинмониторинга и его межрегиональных управлений, банки, «Лаборатория Касперского» и др. Именно они делятся с нами самыми актуальными кейсами и сложными задачами, с которыми сталкиваются ежедневно на передовой финансовой и кибербезопасности.
Во-вторых, это ученые и преподаватели из лучших университетов России — вузов Международного сетевого института в сфере ПОД/ФТ, чьи глубокие знания и системный подход превращают практические вызовы в стройную, логичную систему. Они — архитекторы нашей теоретической базы.
И, в-третьих, это профессиональные методисты, обладающие волшебным даром упаковывать сложные концепции в увлекательные и понятные для школьников формы. Они — наши проводники в мир знаний.
Именно это гармоничное сочетание практики, науки и педагогического искусства позволяет нам непрерывно обновлять и базу знаний, и форматы заданий. Мы не просто даем теорию — мы открываем дверь в мир, где она оживает и работает в реальном мире.
Кто они — участники Олимпиады
— Как вы оцениваете трансформацию интереса школьников: от первых шагов Олимпиады до сегодняшнего уровня?
Динамика развития нашей деятельности впечатляет: уровень вовлеченности школьников демонстрирует взрывной рост, что красноречиво подтверждает статистика. От трех тысяч участников в первый год проведения олимпиады до более чем двадцати тысяч в отборочном этапе 2024/2025 учебного года — десятикратное увеличение говорит само за себя.Что касается мотивации, она тоже эволюционировала. Вначале участников привлекала прежде всего сама олимпиада как соревнование — возможность проверить свои силы и получить престижный статус победителя.
Сегодня же мы наблюдаем качественно иной уровень вовлеченности. Ребята стремятся не просто к участию, а к интеграции в динамичное, объединенное общими ценностями сообщество. Об этом свидетельствует растущее число школьников, возвращающихся к нам из года в год, участвующих в наших Летних и Зимних школах и других мероприятиях Центра. Для них это уже не просто состязание, а масштабное движение, в рамках которого они обретают единомышленников, получают уникальные знания от экспертов и формируют четкое представление о своем профессиональном будущем.
Таким образом, если раньше основной мотивацией был результат, то теперь к ней добавилась ценность процесса — принадлежность к сильному сообществу и возможность непрерывного развития внутри него.
— Что помогает школьникам не «выпасть» из повестки после участия в Олимпиаде? Есть ли механизмы наставничества, сопровождения, помощи в выборе вуза и направления? Кто играет ключевую роль на этом этапе — кураторы, преподаватели, сами выпускники?
Мы не бросаем наших участников после финала. Наша главная цель — помочь им сделать следующий шаг, и в этом ключевую роль играют наши партнеры — вузы Международного сетевого института в сфере ПОД/ФТ.
Наша система наставничества построена на принципах индивидуального подхода. Как только школьник проявляет интерес к конкретному вузу, этот вуз становится его персональным наставником, предлагая индивидуальную программу поддержки. С ребятами начинают работать напрямую: их приглашают на мастер-классы, знакомят с преподавателями, рассказывают о перспективах. Таким образом, они фактически погружаются в университетскую среду еще до официального поступления.
Особенно хорошо себя зарекомендовало наше новое мероприятие — «КЛАССный час», которое мы организовали и провели в прошлом году на финале IV Международной олимпиады по финансовой безопасности. На этой встрече школьники могли задать представителям университетов любой вопрос о поступлении, особенностях обучения и условиях проживания — обо всем, что волнует абитуриента и его родителей. В этом году мы планируем повторить этот опыт в рамках финальной недели V Международной олимпиады по финансовой безопасности и закрепить его проведением регулярных мероприятий в течение года, но уже в онлайн-формате.
Так что ключевые наставники на этом этапе — это сами вузы. Они обладают наиболее полным пониманием того, как помочь ребятам успешно подготовиться к поступлению и учебе. А мы лишь выстроили систему, которая позволяет реализовать эту задачу с максимальной эффективностью.
— Какие форматы подготовки школьников показывают наибольшую эффективность — онлайн-курсы, интенсивы, очные сессии?
Наш опыт убедительно демонстрирует, что наиболее эффективным является интегрированный подход, сочетающий в себе преимущества различных форматов обучения. Отказ от моноформатности — это наш осознанный выбор. Онлайн-формат является для нас мощным инструментом предоставления знаний широкому кругу участников. Онлайн-курсы, вебинары и активное взаимодействие в социальных сетях позволяют обеспечить непрерывный образовательный процесс, доступный из любой точки страны. Это фундамент, обеспечивающий равные возможности для всех.Очные мероприятия, в свою очередь, позволяют осуществлять более глубокую и персонализированную работу с участниками. Погружаясь в уникальную атмосферу наших школ, ребята получают возможность интенсивного взаимодействия с преподавателями и развития командных навыков. Это ювелирный подход, направленный на поддержку наиболее мотивированных и целеустремленных участников.
Ключевым принципом нашей работы является предоставление участникам свободы выбора. Они могут гибко переключаться между онлайн- и очными форматами обучения в зависимости от своих индивидуальных целей и возможностей. Наша задача заключается не в принуждении к выбору, а в предоставлении разнообразных инструментов для достижения успеха, которые не заменяют, а взаимно усиливают друг друга.
— Есть ли разница в мотивации между восьмиклассниками и учениками старшего звена?
Определенно. Если говорить образно, восьмиклассников можно сравнить с «губками», а старшеклассников — с «фильтрами».Мотивация восьмиклассника — это исследовательский интерес. Они открыты ко всему новому, не ограничены жесткими рамками и стремятся к получению разнообразной информации. Их познавательная потребность — это жажда знаний в широком смысле.
Старшеклассники, напротив, уже определились со своими приоритетами и целями. Их мотивация носит более прагматичный характер: успешная подготовка к поступлению и углубленное изучение профильных дисциплин. Они осознанно «фильтруют» информацию, концентрируясь на тех знаниях, которые необходимы для достижения поставленной цели.
Именно поэтому для младших школьников мы предлагаем широкий спектр тем и направлений, чтобы помочь им раскрыть свой потенциал и найти себя. А для старшеклассников мы обеспечиваем более глубокое и сфокусированное погружение в выбранную предметную область.
— Ждать ли новых тематических блоков? Например, есть ли в планах программы по кибермошенничеству, технологиям анализа финансовых операций?
Безусловно, актуальность — ключевой принцип нашей образовательной программы. Мы убеждены, что обучение по устаревшим материалам не имеет смысла в условиях, когда финансовые угрозы и киберриски трансформируются ежедневно.Мы постоянно обновляем содержание, ориентируясь на две вещи: на то, что интересно самим ребятам, и, главное, на то, что происходит в мире.
Посмотрите на динамику развития ключевых тем за последние годы. Это самый яркий пример:
- 2021 год: В центре внимания — мошенничество с банковскими картами.
- 2022 год: Возрождение финансовых пирамид — ключевая тема года.
- 2023 год: Приоритет — обеспечение личной безопасности в интернет-среде.
- 2024 год: Фокус — предотвращение невольного соучастия в преступной деятельности.
- 2025 год: Актуальный блок, посвященный проблеме «дропов», которая представляет собой серьезную угрозу для молодежи.
Таким образом, внедрение новых блоков — это не просто дополнение к программе, а ее основополагающий принцип. Мы стремимся вооружить школьников знаниями и навыками, которые помогут им успешно противостоять вызовам завтрашнего дня, а не пересказывать учебники пятилетней давности.
https://sodrujestvo.org/ru/news/marina-shemyakina-my-ubezhdeny-chto-obuchenie-po-ustarevshim-materiala